
Идея
рассказать эту историю языком музыки советской эпохи, пришла в голову
художественному руководителю театра Людмиле Модиной. Песни 20-х, 40-х,
50-х и 60-х XX столетия, кадры советской кинохроники, которые проходят
перед зрителями спектакля, придали этой истории какое-то новое звучание.
Ведь для людей демократической России многие детали той жизни уже
кажутся нереальными. Но песни Дунаевского, Блантера, Соловьева-Седого,
Птичкина, Пахмутовой не имеют возраста. Свежесть чувств, искренность и
красота мелодий делают историю минувших коммунистических лет близкой
людям разных поколений. А молодым участникам спектакля именно песни
помогли проникнуть в сердца своих героев. Оперным певцам,
занятым в этом спектакле, пришлось учиться не только выразительно петь,
но и выразительно говорить со сцены. Роли студентов конца сороковых
советских годов оказались близки нашим юным современникам. Тенор Михаил
Бородин, сыгравший в спектакле звезду послевоенной советской эстрады,
даже пел свой репертуар в манере, свойственной артистам того времени.
Интересный образ создала и дебютантка театра сопрано Наталья Москвина. В
ее исполнении опереточные шлягеры, которые так любили распевать в конце
сороковых советские певицы, кажутся необыкновенно свежими и яркими. Но самое сильное впечатление на публику произвели главные герои драмы – студент Виктор ( баритон Александр Пахмутов) и польская студентка Гелена ( в ее роли выступила сопрано Анна Худова-Кузнецова).
Все перипетии своих переживаний, от робкого первого объятия, первой
ночи любви до горького расставания, молодые люди выразили в песнях. Вот,
едва познакомившись, они, глядя в глаза друг другу поют знаменитую
песню "Не могу я тебе в день рождения…", под пронзительный вальс
Дунаевского "Молчание" проходит первая ночь их любви. Именно советская
песня "На крылечке твоем.." на мгновение сближает героев после
десятилетней разлуки. Но, в минуту трагической кульминации спектакля, в
час, когда молодые люди узнают, что их любовь обречена, Гелена поет
оперную арию. И трагизм переживаний самой героини сливается с
трагическим накалом музыки Р.Глиэра. Актрисе удалось передать всю
палитру чувств - робкое восхищение, упоение первой любовью, чувственный
порыв и ощущение трагического одиночества, благодаря полному красок и
нюансов пению. Каждое музыкальное, произведение, пришедшее из уже
далекого советского времени, окрашено в исполнении молодых артистов
краской нежности, трагизма, ностальгии. И финальная сцена, когда все
герои драмы обнявшись сидят на ступенях сцены и слушают великую песню
Пахмутовой "Как молоды мы были", вызвала слезы грусти и очищения у всех,
кто собрался на премьеру.
|